Контроль

Вопросы к семинару по разделу "КОСМОС"
1.         Происхождение Вселенной (Большой взрыв).
2.         Галактики: виды, строение.
3.         Виды звезд.
4.         Рождение и смерть звезд.
5.         Происхождение Солнечной системы.
6.         Строение Солнечной системы.
7.         Планеты земной группы: сходство и различие.
8.         Особенности планет юпитерианской группы.
9.         Малые тела Солнечной системы.
10.    Строение и состав Солнца.
11.    Активность Солнца.
12.    Земля – планета.
13.    Луна – спутник Земли.
14.    Фазы Луны, затмения.
15.     Представления древних людей о Земле. Доказательство шарообразности и вращения Земли.
16.     Роль магнитного поля Земли.
17.     Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
18.     Время и календарь.

Вопросы к семинару по разделу "Основы топографии и картографии. Литосфера."
1. Методы изучения внутреннего строения Земли: изучение обнажений горных пород, бурение скважин, сейсмическая разведка;
2. Строение  Земли.
3. Физические свойства Земли: давление, температура, плотность;
4. История возникновения оболочек Земли: процесс формирования литосферных плит, дрейф континентов (тектоника);
5. Строение вулкана и его деятельность;
6. Причины возникновения землетрясений, измерение силы землетрясений: шкалы Рихтера.
7. Движения земной коры.
8. Понятие рельефа, виды рельефа.
9. Классификация гор по происхождению и высоте.
10. Классификация равнин по происхождению и по высоте
11. Строение океанического дна.
12. Внешние рельефообразующие факторы: выветривание, работа ветра, работа воды и ледников.
13. Различие между минералами и горными породами. Самородные минералы
14. Магматические горные породы: глубинные и излившиеся.
15. Осадочные породы: континентальные, биогенные, осевшие из водных растворов.
16. Понятие почвы, ее состав.
17. Свойства почвы: влагоемкость, влагопроницаемость, плодородие.
18. Разнообразие почв по механическому составу: глинистые, песчаные, суглинистые, супесчаные.
19. Типы почв: тундровые, подзолистые, дерно­во-подзолистые, черноземные, каштановые, сероземные, красноземные и желтоземные.
20. Горизонт. Линия горизонта.
21. Устройство компаса. Ориентирование по компасу и местным признакам;
22. Понятие масштаба
23. Отличие плана от карты. Достоинства и недостатки плана и карты.
24. Отличие карты от  глобуса. Достоинства и недостатки карты  и глобуса.
25. Исторические сведения о происхождении карты и глобуса.
26. Виды карт.
27. Виды картографических проекций.
28. Градусная сеть карты. Определение географических координат и расстояний с помощью масштаба.

Вопросы к семинару по разделу "ГИДРОСФЕРА"
1.Что такое гидросфера? Свойства пресной воды.
2.Соленость морской воды.
3.Цвет и прозрачность морской воды.
4.Температура морской воды.
5.Заливы, проливы и моря (определение и показ на карте). Виды морей.
6.Строение волны. Виды волн.
7.Морские течения (работа с картой).
8.Приливы и отливы.
9.Подземные воды. Гейзеры, минеральные источники.
10.Хозяйственное значение поверхностных вод.
11.Понятие реки. Части реки.
12.Строение речной долины.
13.Образование старицы.
14.Образование дельты.
15.Питание рек (виды рек, паводок, половодье и межень).
16.Типы озер по происхождению и характеру стока (работа с картой).
17.Питание и соленость озер (работа с картой).
18.Зарастание озера.
19.Понятие болота. Виды болот (работа с картой).
20.Круговорот воды в природе.

Вопросы для семинара по разделу "АТМОСФЕРА"
1.Состав атмосферы
2.Строение атмосферы. Характеристика каждого слоя.
3.Температура воздуха.
4.Влажность воздуха.
5.Причины образования облаков.
6.Виды облаков и их характеристика.
7.Виды осадков.
8.Давление атмосферы.
9.Ветры и их характеристика.
10.Виды ветров: планетарные и местные ветры.
11.Погода и ее предсказание.
12.Признаки холодной и теплой погоды.
13.Понятие о климате, климатические пояса.

Вопросы для семинара по разделу "Ботаника"
1. Теории происхождения жизни на Земле.
2. Доказательства древней жизни.
3. Геохронологическая таблица. Разнообразие жизни в каждый период.
4. Классификация современных живых организмов.
5. Биосфера.
6. Ботаника – наука о растениях.
7.  Строение растительной клетки
8. Виды тканей
9. Корни растений
10. Побег
11. Стебель
12. Лист
13. Семя. Типы плодов
14. Жизненные функции растений.
15. Неклеточные формы жизни 
16. Бактерии.
17. Грибы.
18. Водоросли.
19. Лишайники
20. Мхи.
21. Плауны.
22. Хвощи.
23. Папоротники.
24. Голосеменные растения.
25. Покрытосемянные растения.
26. Комнатные растения и уход за ними.

Вопросы по разделу "ЗООЛОГИЯ"
1.Систематика животных Простейшие.
2.Губки
3.Кишечнополостные
4.Плоские, круглые, кольчатые черви
5.Моллюски и иглокожие
6. Членистоногите
7.Рыбы
8.Земноводные
9.Пресмыкающиеся
10.Птицы
11. Млекопитающие
12.Дать определение природной зоне.
13.Раскрыть причины возникновения природных зон.
14.Показать на карте основные тепловые пояса и природные зоны.
15.Охарактеризовать климатические условия зоны арктических и антарктических пустынь.
16.Рассказать о растительном и животном мире ледяных пустынь. Охарактеризовать способы приспособления.
17.Охарактеризовать климатические условия зоны тундры, показать на карте местоположение.
18.Дать характеристику растительному миру тундры, назвать основных представителей.
19.Перечислить основных животных тундры, назвать способы приспособления.
20.Охарактеризовать климатические условия зоны лесов умеренного пояса, показать на карте местоположение.
21.Дать характеристику растительному миру лесов. Назвать основных представителей деревьев, кустарников и трав.
22.Перечислить основных животных леса и способы приспособления.
23.Охарактеризовать климатические условия зоны лесов экваториального и субэкваториального пояса, показать на карте местоположение.
24.Назвать основных представителей животного и растительного мира дождевых и муссонных лесов.
25.Охарактеризовать климатические условия степей, показать на карте.
26.Дать характеристику растительному миру степей России, назвать основных представителей и способы приспособления.
27.Перечислить основных животных степей России по классам, указать способы приспособления к данной зоне.
28.Охарактеризовать климатические условия саванны, показать на карте.
29.Перечислить основных представителей растительного и животного мира саванны, способы приспособления.
30.Показать на карте основные пустыни мира.
31.Охарактеризовать климатические условия пустынь.
32.Дать характеристику растительному миру пустынь, назвать способы приспособления растений.
33.Назвать основных представителей животного мира пустынь, способы приспособления, особенности жизни.
34.Показать на карте области высотной поясности и назвать причины возникновения.
35.Дать характеристику климатическим условиям зоны высотной поясности.
36.Рассказать о растительном мире гор, способах приспособления растений к данным условиям.
37.Назвать представителей животного мира гор, способы приспособления, особенности жизни.
38.Рассказать о населении различных природных зон, занятиях, хозяйстве.

Вопросы к экзамену (НК)
1. Планеты Солнечной системы
2. Малые тела Солнечной системы
3. Звезды и галактики
4. Солнце: происхождение, строение, активность
5. Солнечная система
6. Луна – спутник Земли
7. Внутреннее строение Земли
8. Вулканы и землетрясения
9. Рельеф земной поверхности
10. Выветривание и работа ветра
11. Минералы и горные породы
12. Почва: состав и свойства. Виды почв.
13. Ориентирование
14. Глобус и географическая карта
15. Мировой океан. Морские течения.
16. Мировой океан. Свойства соленой воды
17. Реки. Строение реки и речной долины, питание рек.
18. Атмосфера. Состав и строение атмосферы, осадки и ветер.
19. Низшие растения: лишайники, водоросли. Бактерии
20. Грибы
21. Высшие споровые растения: мхи, хвощи, плауны, папоротники
22. Голосеменные и цветковые растения. Морфологическое строение, обзор основных семейств
23. Комнатные растения и уход за ними
24. Простейшие: морфологическое и анатомическое строение
25. Губки, кишечнополостные: морфологическое и анатомическое строение
26. Плоские, круглые, кольчатые черви
27. Моллюски и иглокожие: морфологическое и анатомическое строение
28. Ракообразные и паукообразные: морфологическое и анатомическое строение
29. Насекомые: морфологическое и анатомическое строение
30. Класс Рыбы: морфологическое и анатомическое строение
31. Класс Земноводные: морфологическое и анатомическое строение морфологическое и анатомическое строение
32. Пресмыкающиеся: морфологическое и анатомическое строение.
33. Класс Птицы: морфологическое и анатомическое строение
34. Класс Млекопитающие: морфологическое и анатомическое строение
35. Зона ледяных пустынь
36. Тундра
37. Зона лесов
38. Степи и саванны
39. Пустыни и полупустыни
40. Зона высотной поясности

Вопросы к экзамену по методике преподавания:
1. Методика преподавания естествознания, как наука. 
2. Задачи и содержание курса «Окружающий мир». 
Примерная образовательная программа начального общего образования.
3. Основные вариативные программы по предмету «Окружающий мир».
4 .Формирование представлений и понятий на уроках естествознания.
5. Натуральные наглядные пособия по естествознанию.
6. Искусственные наглядные пособия по естествознанию.
7. Географическая площадка. 
8. Экологическая тропа.
9. Пришкольный участок 
10. Уголок живой природы.
11. Формы обучения естествознанию.
12. Урок – основная форма обучения естествознанию, типы и структура.
13. Внеклассные и внеурочные формы обучения естествознанию.
14. Методика организации и проведения экскурсий в природу.
15. Целеполагание и планирование уроков естествознания.
16. Методические приемы обучения естествознанию. 
17. Методика проведения беседы на уроках естествознания.
18. Методика использования рассказа на уроках естествознания.
19. Наглядные методы обучения естествознанию. 
20. Методика организации наблюдений на уроках естествознания.
21. Практическая работа на уроках естествознания.
22. Методика организации и проведения опытов на уроках естествознания.
23. Исследовательская деятельность по естествознанию. Метод проектов.
24. Игровой метод обучения.
25. Виды контроля знаний на уроках окружающего мира.
26. Методы контроля знаний на уроках окружающего мира.
27. Методика работы с картой.
28.Организация учебно-воспитательного процесса с учетом задач экологического образования.
29. Особенности работы учителя  в малокомплектных классах.